Подержанным — стоп, премиуму — зелёный: как изменится рынок из-за нового утиля

© B. Naumkin

Импорт адаптируется: россияне по-прежнему выбирают проверенные бренды.

Даже после увеличения утилизационного сбора параллельный импорт в Россию не исчезнет, а лишь скорректирует свой фокус. Наиболее ощутимые изменения затронут старые подержанные автомобили: повышение пошлин делает их ввоз практически бессмысленным с экономической точки зрения. Если раньше можно было найти Hyundai Santa Fe или BMW X5 2021 года с адекватной наценкой, то теперь утильсбор в 3–4 млн рублей превращает такую покупку в абсурд, пишет TARANTAS.NEWS.

Тем не менее, для новых машин до трёх лет всё не так критично. Лёгкий премиум-сегмент — включая BMW X3, X5, Mercedes-Benz GLC, Toyota RAV4 и Highlander — сохраняет привлекательность. Подорожание до 800–950 тыс. рублей на фоне стоимости автомобиля в 7–9 млн выглядит умеренным и вполне укладывается в рамки покупательских ожиданий. К тому же схемы с ввозом через дружественные страны ЕАЭС, такие как Беларусь и Киргизия, позволяют оптимизировать расходы.

Премиальный сегмент, по сути, не заметит изменений. Модели стоимостью от 10 млн рублей — Porsche 911, Cadillac Escalade, BMW X7 — и раньше имели высокий утильсбор, а увеличение на 1 млн не останавливает состоятельных клиентов. Рынок адаптируется, как это уже бывало: автомобили продолжат ехать, пусть и с временной паузой на несколько месяцев. Новая волна недовольства китайскими автомобилями подталкивает часть россиян вновь обращаться к параллельному импорту.

Владельцы, успевшие разочароваться в локальных альтернативах, выбирают проверенные бренды — Toyota, Subaru, Mazda — несмотря на рост цен. Поэтому основная трансформация затронет только структуру рынка: акцент сместится с «бэушек» на новые и премиальные модели. В условиях текущего курса рубля и сохраняющегося спроса на качественные иномарки параллельный импорт продолжит развиваться. После непродолжительной паузы рынок стабилизируется к весне 2026 года.